alexgroup-studio.ru – Программы, безопасность, обзоры, новости

Программы, безопасность, обзоры, новости

Методическое пособие по дисциплине "информационные технологии в профессиональной деятельности" учебно-методическое пособие по информатике и икт на тему.

В учебном пособии рассмотрены классификация, назначение, компоненты, структура информационных технологии, технические средства современных информационных систем, понятия локальной, глобальной компьютерной сети принципы функционирования, основные протоколы, программные средства и оборудование для построения сетей, рассмотрена мировая информационная сеть Internet, дана ее характеристика, основные службы, основы поиска информации, а так же рассмотрены основные языки программирования для создания web-страниц. Описана структура денежных расчетов в сети Internet и структура рынка информационных ресурсов, а так же информационная безопасность в вычислительных сетях. Учебное пособие предназначено для, студентов вузов связи и информатики очного и заочного обучения направления «Телекоммуникации» и экономических, инженерно-технических работников.

Этапы развития информационных технологий.
Эволюционное развитие можно представить в пять этапов: 1 - й этап (до второй половины XIX в.) – «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем передачи через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме.

2- й этап (с конца XIX в.) – «механическая» технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3 - й этап (40 – 60-е гг. XX в.) – «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1 Общая характеристика современных информационных технологии и технических средств современных информационных систем 6
1.1 Общая характеристика современных информационных технологии и технических средств современных информационных систем 6
1.1.1 Основные понятия и компоненты современных информационных технологии 6
1.1.2 Технические средства современных информационных систем 12
2 Локальные вычислительные сети 27
2.1 Физические основы вычислительных сетей 27
2.1.1 Назначение и классификация сетей передачи данных 27
2.1.2 Физическая среда передачи данных. Методы доступа к физической среде передачи данных. Стандартные архитектуры вычислительных сетей 32
2.1.3 Межсетевые аппаратные средства 39
2.2 Принципы функционирования вычислительных сетей 51
2.2.1 Основные модели вычислительных сетей 51
2.2.2 Протоколы межсетевого взаимодействия 57
2.2.3 Технологии соединения и передачи данных в вычислительных сетях 67
2.2.4 Технологии подключения пользователей к глобальным вычислительным сетям 72
2.3 Сетевые программные средства 80
2.3.1 Функциональные схемы вычислительных сетей и программное обеспечение функционирования 80
2.3.2 Способы согласования протоколов вычислительных сетей 93
3 Мировая информационная сеть Internet 100
3.1 Электронные службы и базовые технологии сети Internet 100
3.1.1 Общая характеристика сети Internet 100
3.1.2 Серверы и службы сети Internet 107
3.1.3 Информационная сеть WWW 113
3.1.4 Поиск информации в сети Internet 121
3.2 Создание Web- страниц 128
3.2.1 Язык HTML 128
3.2.2 Программные средства для создпния web-страниц 135
3.2.3 Язык XML 141
3.3 Денежные расчеты в сети Internet 147
3.3.1 Характеристика и структура рынка информационных ресурсов 147
3.3.2 Ведение денежных расчетов в сети Internrt 154
3.3.3 Организация межбанковских взаимодействии 165
3.4 Информационная безопасность вычислительных сетей
3.4.1 Угрозы безопасности в вычислительных сетях 171
3.4.2 Принципы построения систем защиты вычмслительных сетей 178
Литература 187
Глоссарии.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Современные информационные технологии, Будылдина Н.В., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В.В. Беспалов

Издательство Томского политехнического университета

УДК 004(075.8) ББК 32.81я73

Беспалов В.В.

Б 534 Информационные технологии: учебное пособие / В.В. Беспалов; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета,

2012. – 134 с.

В учебном пособии изложен курс изучения дисциплины «Информационные технологии» студентами первого курса. Материал основывается на дисциплине «Информатика». Особое внимание уделено изучению базовых и прикладных информационных технологий.

Пособие подготовлено на кафедре атомных и тепловых электрических станций и предназначено для студентов ИДО, обучающихся по направлению 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника».

УДК 004(075.8) ББК 32.81я73

Рецензенты

Кандидат технических наук, доцент кафедры ТПТ

В.И. Максимов

Кандидат технических наук, директор ООО «Теплоуниверсал»

Б.В. Лебедев

ФГБОУ ВПО НИ ТПУ, 2012

Беспалов В.В., 2012

Оформление. Издательство Томского политехнического университета, 2012

ПРЕДИСЛОВИЕ...............................................................................................................

1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО......................................................................

1.1. Уровни информации общества.......................................................................

1.2. Этапы перехода к информационному обществу..........................................

1.3. Виды электронной коммерции.........................................................................

2. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ..................................

2.1. Кодирование чисел..............................................................................................

2.2. Кодирование текста.............................................................................................

2.3. Кодирование изображения.................................................................................

2.3.1. Растровая графика...........................................................................................

2.3.2. Векторная графика..........................................................................................

2.3.3. Преимущества векторной графики...............................................................

2.4. Кодирование звука..............................................................................................

2.5. Кодирование видео..............................................................................................

2.5.1. Количество кадров в секунду.........................................................................

2.5.2. Разрешение......................................................................................................

2.5.3. Битрейт, или ширина видеопотока (для цифрового видео) ........................

2.5.4. Видеоформаты.................................................................................................

3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭВМ...............................................................................

4. ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРОВ.......................................................

5. УСТРОЙСТВО ПК.....................................................................................................

5.1. Корпуса компьютеров.........................................................................................

5.2. Процессор компьютера (CPU)...........................................................................

5.2.1. Поколения процессоров.................................................................................

5.2.2. Технологический процесс..............................................................................

5.2.3. Форм-фактор....................................................................................................

5.2.4. Число ядер и потоков......................................................................................

5.2.5. Тактовая частота.............................................................................................

5.2.6. Размер кэша 2-го уровня (L2) .......................................................................

5.3. Системная плата..................................................................................................

5.4. Оперативная память...........................................................................................

5.5. Устройства хранения информации..................................................................

5.5.1. Накопители на гибких магнитных дисках....................................................

5.5.2. Жесткий диск (HDD) ......................................................................................

5.5.3. Оптические диски и приводы (CD, DVD, BD, HD) .....................................

5.5.4. Флэш-память (Flash Drive) .............................................................................

5.6. Устройства ввода информации.........................................................................

5.6.1. Клавиатура.......................................................................................................

5.6.2. Манипулятор «мышь» ....................................................................................

5.6.3. Сканер..............................................................................................................

5.6.4. Графический планшет....................................................................................

5.6.5. Мультимедийные устройства ввода информации.......................................

5.7. Устройства вывода информации......................................................................

5.7.1. Видеоадаптер...................................................................................................

5.7.2. Монитор...........................................................................................................

5.7.3. Аудиосистема..................................................................................................

5.7.4. TV-, FM-тюнер................................................................................................

5.7.5. Принтеры.........................................................................................................

6. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ......................................................................................

6.1. Локальные сети....................................................................................................

6.1.1. Топология локальных сетей...........................................................................

6.1.2. Беспроводная сеть (WiFi) ...............................................................................

6.1.3. Состав Локальной сети...................................................................................

6.2. Территориально-распределенные сети...........................................................

6.2.1. Особенности томской городской сети. .........................................................

6.3. Глобальные компьютерные сети......................................................................

6.3.1. Крупнейшие магистральные операторы российского сегмента интернета

.....................................................................................................................................

6.3.2. Способы подключения к провайдеру............................................................

7. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА (SOFTWARE) .......

7.1. Рыночная классификация ПО..........................................................................

7.1.1. Свободное программное обеспечение..........................................................

7.1.2. Проприетарное программное обеспечение..................................................

7.1.3. Нежелательное программное обеспечение...................................................

7.2. Системное программное обеспечение..............................................................

7.2.1. Операционная система (OS)...........................................................................

7.2.2. Дополнительное системное ПО.....................................................................

7.2.3. Разнообразие ОС.............................................................................................

7.2.4. Построение компьютерной сети....................................................................

7.2.5. Основные функции сервера...........................................................................

7.3. Прикладное программное обеспечение...........................................................

7.3.1. Офисное ПО.....................................................................................................

7.3.2. Графическое ПО..............................................................................................

8. БАЗОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ........................................

8.1. Телекоммуникационные технологии..............................................................

8.2. Технологии создания и обработки текста.......................................................

8.3. Технологии электронных таблиц.....................................................................

8.4. Технологии создания и обработки графики...................................................

8.4.1. Растровая графика...........................................................................................

8.4.2. Основы векторной графики на примере CorelDRAW .................................

8.5. Мультимедиатехнологии...................................................................................

8.6. Технологии управления базами данных.........................................................

8.7. Клиент-серверная технология...........................................................................

8.8. Технологии разработки ПО...............................................................................

8.9. Геоинформационные технологии...................................................................

8.10. Технологии искусственного интеллекта.....................................................

8.11. Интернет-технологии......................................................................................

8.11.1. Управление IP-адресами и именами в глобальной сети Интернет.......

8.11.2. WWW-технологии (World Web Wide) ......................................................

8.11.3. Электронная почта......................................................................................

8.11.4. Чат.................................................................................................................

8.11.5. Средство мгновенного обмена сообщениями..........................................

8.11.6. Видеоконференции.....................................................................................

8.12. Интранет-технологии......................................................................................

8.13. Технологии защиты информации................................................................

9. ПРИКЛАДНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ............................

9.1. ИТ в энергетике.................................................................................................

9.2. Информационное пространство предприятия.............................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................................

СПИСОК ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ..............................................................................

ПРЕДИСЛОВИЕ

Начнем изучение дисциплины «Информационные технологии»

с обзора интернет-ресурсов Томского политехнического университета. Это позволит вам уверенно ориентироваться в информационном пространстве ВУЗа при изучении этой и других дисциплин:

http://tpu.ru/ – официальный презентационный сайт ТПУ.

http://abiturient.tpu.ru/ – сайт АБИТУРИЕНТ содержит всю необходимую информацию для поступающих в ТПУ.

http://alumni.tpu.ru/ – сайт Ассоциации выпускников ТПУ, доступна регистрация на сайте.

http://www.lib.tpu.ru/ – сайт Научно-технической библиотеки ТПУ. Содержит электронные каталоги книг, есть выходы на электронные каталоги других библиотек, в том числе зарубежных. Зарегистрированным пользователям доступны полнотекстовые электронные варианты некоторых изданий, есть возможность заказа книги через Интернет. Доступны для пользования популярные информационно-правовые системы.

http://standard.tpu.ru/ – сервер нормативного обеспечения образовательной деятельности университета. Сервер обеспечивает систематизацию и централизованное хранение подтверждающих материалов для внутреннего университетского аудита учебно-методической оснащенности обеспечиваемых образовательных программ.

http://portal.tpu.ru/ – Корпоративный портал ТПУ – основа информационной структуры университета. Доступ пользователя к ресурсам портала зависит от его прав. Без входа в портал действуют права гостевого доступа (общедоступная часть портала). Портал содержит:

o Сайты подразделений университета – полная структура университета со списками преподавателей и сотрудников подразделений.

o Сайты преподавателей университета. Как правило, на сайтах размещены методические материалы по преподаваемым дисциплинам.

o Сайты событий университета (конференций, конкурсов и т.д.). o Сайты печатных изданий университета.

o Раздел «Студенту» на корпоративном портале ТПУ создан

с целью объединить все студенческие организации в едином информационном поле, а также предоставить площадку для размещения всех студенческих информационных ресурсов.

o Раздел «Сотруднику» содержит информационные ресурсы, необходимые в работе сотрудников.

https://intranet.tpu.ru/ – корпоративный интранет-сервер доступен только зарегистрированным пользователям, содержит служебную информацию.

Сайты самостоятельной работы студентов с применением технологии дистантного образования:

http://e-le.lcg.tpu.ru/ – информационно-образовательная среда дистанционного обучения на платформе WebCT.

http://mdl.lcg.tpu.ru/ – дополнительная среда дистанционного обучения по сети Интернет на платформе MOODLE.

http://e-llt.lcg.tpu.ru/ – среда программно-технических комплексов для обучения на основе сетевых лабораторных практикумов удаленного доступа.

http://portal.tpu.ru/ido – сайт института дистантного образования

http://vc.tpu.ru/ – выставочный центр инновационных, научных

и образовательных достижений ТПУ.

http://nru.tpu.ru/ – сайт информационной поддержки реализации программы НИУ РЭТ.

http://endowment.tpu.ru/ – сайт «Фонд целевого капитала ТПУ».

1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Информационное общество – теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты:

увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов

и услуг в валовом внутреннем продукте;

нарастающая информатизация общества с использованием теле-

фонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных

и электронных СМИ;

создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

o эффективное информационное взаимодействие людей; o доступ к мировым информационным ресурсам;

o удовлетворение потребностей граждан в информационных продуктах и услугах.

Информационное общество – современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием ин- формационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом.

В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991–1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994– 1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, – этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 г. Правительством РФ была принята федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002–2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах.

Особая роль в обучении компьютерной грамотности и освоении новейших информационных технологий отводится информатике, которая с 1985 г. изучается во всех средних школах страны и с 1991 г. – во

всех высших учебных заведениях России. С 2007 г. все средние школы России подключены к глобальной сети Интернет и оснащены базовыми пакетами программ по освоению компьютерной грамотности и новейших информационных технологий, используя проприетарное и открытое программное обеспечение. В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется внедрение открытого отечественного программного обеспечения и организация компьютерноправового ликбеза в вузах и школах.

1.1. Уровни информации общества

Выделяют три уровня информатизации общества:

Физический – программно-аппаратные средства вычислительной техники и техники связи.

Логический – информационные технологии.

Прикладной – пользовательские прикладные системы.

1.2. Этапы перехода к информационному обществу

Переход к информационному обществу осуществляется поэтапно.

Компьютеризация.

Развитие информационной инфраструктуры региона.

Удовлетворение основных информационных потребностей насе-

Электронное правительство (e-government ) – способ предостав-

ления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронная коммерция (e-commerce ) – это сфера цифровой эко-

номики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнеспроцессы, связанные с проведением таких транзакций. К ней относят:

электронный обмен информацией (Electronis Data Interchange, EDI);

электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFS);

электронную торговлю (E-Trade);

электронные деньги (E-Cash);

электронный маркетинг (E-Marketing);

электронный банкинг (E-Banking);

электронные страховые услуги (E-Insurance).

1.3. Виды электронной коммерции

Схема B2B, или бизнес-бизнес. Принцип осуществления подобного взаимодействия очень прост: предприятие торгует с другим предприятием. B2B – одно из наиболее перспективных и активно развивающихся направлений электронной коммерции на сегодняшний день. Интер- нет-платформы дают возможность значительно упростить проведение операций на всех этапах, сделать торговлю более оперативной и прозрачной. Часто в таких случаях представитель стороны заказчика имеет возможность интерактивного контроля процесса выполнения заказа путем работы с базами данных продавца.

Схема B2C, или бизнес-потребитель. В этом случае предприятие торгует уже напрямую с клиентом (не юридическим, а физическим лицом). Как правило, здесь речь идет о розничной реализации товаров. Клиенту такой способ совершения коммерческой операции дает возможность упростить и ускорить процедуру покупки. Примеры этого вида торговли – традиционные интернет-магазины, направленные на целевую группу непосредственных потребителей товаров.

Схема С2С, или потребитель-потребитель. Такой способ осу-

ществления электронной коммерции предполагает совершение сделок между двумя потребителями, ни один из которых не является предпринимателем в юридическом смысле слова. Интернет-площадки для подобной торговли являются чем-то средним между рынком-толкучкой и колонкой объявлений в газете. Как правило, коммерция по схеме С2С осуществляется на сайтах интернет-аукционов, приобретающих все большую популярность в наше время. Для клиентов таких систем основное удобство заключается в несколько более низкой цене товара по сравнению с его стоимостью в магазинах.

И.А. Коноплева, О.А. Хохлова, А.В. Денисов

Информационные технологии

Учебное пособие

2-е издание

Информация о книге

УДК 004(075.8)

ББК 33.81я73+32.97я73


Рецензенты:

Директор Архангельского территориального института профессиональных бухгалтеров, доктор экономических наук, профессор ВЗФЭИ В. А. Скрипниченко ;

Кафедра автоматизированной обработки информации и телемедицины Института информационных технологий СГМУ;

кандидат физико-математических наук, доцент В. Д. Козлов .


Коноплева И. А., Хохлова О. А., Денисов А. В.

Учебное пособие охватывает широкий круг вопросов, связанных с организацией и внедрением информационных технологий на экономическом объекте. Особое внимание уделено технологическому процессу обработки информации, функционированию сетевых информационных технологий, защите информации, платформе, открытым системам и др.

Материал основан на отечественном и зарубежном опыте. Приведены практические примеры, даны необходимые рекомендации.

Для студентов, обучающихся по специальностям информационно-экономического направления, специалистов-информатиков, работающих в различных отраслях экономики, а также широкого круга читателей.

УДК 004(075.8)

ББК 33.81я73+32.97я73

© И. А. Коноплева, О. А. Хохлова, А. В. Денисов, 2010

© ООО «Проспект», 2014

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современный этап развития человеческого общества характеризуется переходом к всеобщей информатизации, внедрению компьютеризации и информационных технологий во все сферы и области отраслей экономики. В связи с этим решение проблем использования современных, перспективных методов и средств обработки информации в практической деятельности приобретает первостепенное значение. Под влиянием новых информационных технологий (ИТ) происходят коренные изменения в производственных и управленческих процессах.

Сфера применения современных автоматизированных информационных технологий и средств коммуникации весьма обширна: начиная с обеспечения выполнения рутинных операций по формированию документов и организации служебной переписки и заканчивая системным анализом, поддержкой принятия управленческих решений, автоматизацией проектирования сложных корпоративных систем и т. д.

Средства вычислительной техники, массовой информации, коммуникации позволяют различным организациям, предприятиям, учреждениям, отдельным специалистам получать достоверную, полную и своевременную информацию, необходимую для выработки и принятия оптимальных управленческих решений. При этом динамическое развитие информационных технологий на первое место выдвигает адаптацию специалистов различных областей деятельности к процессам управления как к наиболее конструктивной сфере применения автоматизированных ИТ.

В этой связи изучение курса «Информационные технологии» является важнейшей составляющей подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих знаниями по внедрению и использованию современных средств вычислительной техники, интеграции информатизации в производственные и управленческие процессы.

Учебное пособие «Информационные технологии» выполнено на основе исследований зарубежного и отечественного научного опыта по организации и функционированию современных автоматизированных ИТ. Для эффективного представления материала в учебном пособии выполнена его систематизация в удобной и приемлемой для усвоения форме в соответствии с имеющимися учебными программами. В курсе обобщены известные основные положения информатики, информационных систем, проектирования информационных технологий и др., предусмотренные Государственным образовательным стандартом подготовки специалистов по информационно-экономическому профилю.

Методическими особенностями учебного пособия являются комплексный подход к изучению проблем организации и внедрения информационных технологий на экономическом объекте, использования локальных и глобальных сетевых технологий, открытых систем, защиты информации, распределенных информационных технологий и т. д. В учебном пособии использован большой библиографический аппарат, представлены исторические справки, практические задания для лучшего восприятия и закрепления основных теоретических понятий курса.

Материал имеет четкую структуризацию. Выделены основные определения, схематично представлены классификационные признаки базовых понятий курса. Главы учебного пособия иллюстрированы схемами и таблицами, в которых сгруппированы основные изучаемые теоретические положения, что организует процесс эффективного восприятия основных вопросов изучаемого предмета.

Для каждой главы приведены тестовые задания или учебные практикумы по теме изучаемого вопроса. В конце каждой главы приведены вопросы, которые необходимо усвоить из представленного материала, что позволяет обучающемуся систематизировать проработанный материал и проверить в целом глубину его усвоения.

В учебном пособии представлен глоссарий основных понятий, использованных в курсе, обращение к которому будет способствовать лучшему пониманию материала. Для упрощения поиска базовых понятий курса имеется предметный указатель. В целом учебное пособие построено таким образом, чтобы дать читателям всестороннее представление о современных особенностях организации информационных технологий на предприятиях, в организациях или учреждениях различных областей экономики.

ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Два величайших изобретения в истории: книгопечатание, усадившее нас за книги, и телевидение, оторвавшее нас от них.

Жорж Элгози

Понятие информационных технологий, их отличие от технологий производственных.

Основные свойства информационных технологий.

Влияние информационных технологий на развитие экономики и общества.

Этапы и эволюция развития информационных технологий.

Перспективы развития информационных технологий.

Основные классификационные признаки и классификация информационных технологий.

1.1. Понятие информационной технологии, ее свойства. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Современное развитие общества приводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в области организации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями продукции, оперативное управление которыми невозможно без организации современной автоматизированной информационной технологии

Под термином «технология» (от греч. techne – искусство, мастерство, умение) в промышленном смысле понимают совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства. В широком смысле толкования этого понятия термин «технология» подразумевает производство материальных благ, включающее три следующих компонента:

Единство понятий «технология» и «информационная технология» заключается, прежде всего, в том, что в основе и той и другой лежит процесс, под которым понимается определенная совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. При этом любой технологический процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных методов и средств.

Методами информационных технологий являются методы обработки и передачи информации.

Средства информационных технологий - это технические, программные, информационные и другие средства, при помощи которых реализуется информационная технология на экономическом объекте.

Сравнение технологии материального производства и информационной технологии приведено в табл. 1.1.


Таблица 1.1.

Общее сравнение информационной и производственной технологий


Принципиальное отличие информационной технологии от технологии материального производства состоит в том, что в первом случае технология не может быть непрерывной, т. к. она соединяет работу рутинного типа (анализ, оперативный учет) и творческую работу, пока не поддающуюся формализации (принятие управленческих решений). Во втором случае функция производства непрерывна и отражает строгую последовательность всех операций для выпуска продукции (технологический производственный процесс). Используемые в производственной сфере технологические понятия (норма, норматив и т. д.) могут быть в настоящее время распространены только на простейшие, рутинные операции над информацией.

3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2008. - 592 с.

Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В книге изложены основы информатики, раскрыты технологии и инструменты сбора, обработки, хранения и поиска экономической информации с использованием современного понятийного и технологического аппарата. Рассмотрены вопросы, посвященные сетевым технологиям обработки информации.

Пособие содержит комплекс практических заданий с подробными комментариями, что позволит студентам закрепить на практике полученные теоретические знания.

Для студентов и преподавателей экономических вузов, а также для практических работников и специалистов, занимающихся сбором и обработкой информации.

Формат: djvu

Размер: 9,5 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
1.1. Понятие информации 11
1.1.1. Введение 11
1.1.2. Понятие информации 12
1.1.3. Аспекты понятия информации 13
1.1.4. Методы получения информации 14
1.1.5. Свойства информации 15
1.1.6. Измерение информации 17
1.1.7. Передача информации. Информационные каналы 19
1.1.8. Характеристики информационного канала 21
1.1.9. Использование информации 22
1.1.10. Обработка информации 22
1.1.11. Формы представления информации 22
1.1.12. Способы представления чисел в компьютере 27
1.1.13. Кодировка символов 28
1.1.14. Информатика как наука. Цели и задачи информатики... 30
1.2. Технические и программные средства реализации информационных процессов. Структурная организация и принципы функционирования персональных компьютеров (ПК) 34
1.2.1. Основные типы компьютеров. Конфигурации персональных компьютеров (ПК) 35
1.2.2. Основные принципы функционирования ПК 38
1.2.3. Состав типового компьютера 41
1.2.4. Устройства обработки 44
1.2.5. Устройства хранения 48
1.2.6. Устройства вывода 56
1.2.7. Устройства ввода 65
1.3. Основные понятия и принципы моделирования 69
1.3.1. Понятие модели и моделирования 69
1.3.2. Назначение моделей 70
1.3.3. Основные этапы построения моделей 71
1.3.4. Классификация моделей 71
1.3.5. Понятие формализации 73
1.3.6. Этапы решения задач на компьютере 74
1.3.7. Методы разработки алгоритмов программ 75
1.3.8. Основы алгоритмизации 77
1.3.9. Способы представления алгоритмов 78
1.3.10. Типы алгоритмов 80
1.3.11. Классификация языков программирования 83
1.3.12. Основы объектно-ориентированного программирования. . 87
1.3.13. Системы программирования 88
1.4. Структура программного обеспечения ПК 89
1.5. Краткая характеристика системных программ 94
1.6. Операционная среда Windows 97
1.6.1. Объектно-ориентированный подход 97
1.6.2. «Мышиная» технология работы 98
1.6.3. Перемещение и копирование объектов. OLE-технология 99
1.6.4. Встраивание объектов 99
1.6.5. Связывание 99
1.6.6. Общие ресурсы среды 100
1.6.7. Интеграция с Интернетом 100
1.6.8. Окна Windows 101
1.6.9. Рабочий стол 107
1.6.10. Работа с дисками, папками и файлами 111
1.6.11. Работа с приложениями и документами 116
1.6.12. Настройка среды Windows 118
1.6.13. Стандартные программы Windows 124
1.6.14. Обмен данными между приложениями Windows 132
1.6.15. Основы работы с Интернетом 135
Практикум 138
Задание 1. Оконный интерфейс Windows 138
Задание 2. Манипуляции с файлами и папками 141
Задание 3. Основы работы с программой Проводник 144
Задание 4. Использование ярлыков 146
Задание 5. Персонализация Windows 147
Задание 6. Работа с Панелью управления 149
Задание 7. Работа с текстовым процессором WordPad 152
Задание 8. Работа с программой Блокнот 157
Задание 9. Работа с программой Калькулятор 158
Задание 10. Работа с программой Paint 159
Задание 11. Внедрение и связывание объектов 162
Задание 12. Работа с обозревателем 165
Задание 13. Работа с программой Outlook Express 165
1.7. Методы защиты информации 166
1.7.1. Компьютерные вирусы 167
1.7.2. Методы защиты от компьютерных вирусов 169
1.7.3. Программы борьбы с компьютерными вирусами 170
1.7.4. Защита от несанкционированного доступа к информации. . 173
1.7.5. Использование криптографии 174
1.7.6. Реализация алгоритмов шифрования 176
1.7.7. Понятие государственной и коммерческой тайны 177
1.8. Технологам обработки архивов данных 178
1.8.1. Назначение архивации файлов 178
1.8.2. Основные программы архивации 179
1.8.3. Работа с архивами в MS DOS. Архиватор ARJ 180
1.8.4. Работа с архивами в Windows 183
Задания для самостоятельной работы 189
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
2.1. Общая характеристика процесса сбора, передачи, обработки и накопления информации 190
2.1.1. Виды экономической информации 191
2.1.2. Компоненты системы обработки данных 193
2.1.3. Первичная информация в информационных системах... 195
2.1.4. Компьютерные сети в финансово-экономической деятельности 198
2.2. Технология обработки текстовой информации 200
2.2.1. Общие сведения о текстовом редакторе MS Word 200
2.2.1.1. Основные элементы окна MS Word 200
2.2.1.2. Создание, открытие и сохранение документов. . . . 203
2.2.2. Ввод текста; 206
2.2.2.1. Некоторые правила ввода текста 206
2.2.2.2. Свободные ввод 207
2.2.2.3. Пустые области, в которых можно использовать свободный ввод 208
2.2.2.4. Форматирование при свободном вводе 208
2.2.2.5. Непечатаемые символы 209
2.2.2.6. Вставка специальных символов 209
2.2.2.7. Автозамена 210
2.2.2.8. Автотекст 211
2.2.2.9. Перемещение по документу 212
2.2.2.10. Расстановка переносов в тексте 214
2.2.3. Редактирование текста 214
2.2.3.1. Выделение фрагментов текста 214
2.2.3.2. Проверка правописания. 215
2.2.3.3. Проверка текстов на других языках 216
2.2.3.4. Подбор синонимов 216
2.2.3.5. Перемещение, копирование и удаление фрагментов текста 217
2.2.3.6. Буфер обмена MS Office 218
2.2.3.7. Поиск и замена текста 219
2.2.3.8. Отмена и повторение действий 220
2.2.4. Форматирование 221
2.2.4.1. Форматирование символов 221
2.2.4.2. Форматирование абзацев 225
2.2.4.3. Стили 229
2.2.4.4. Форматирование страниц 235
2.2.4.5. Таблицы в документах MS Word 244
2.2.4.6. Создание оглавлений 249
2.2.4.7. Создание списков иллюстраций 251
2.2.5. Оформление документа 251
2.2.5.1. Применение графических элементов 251
2.2.5.2. Использование дополнительных приложений.... 254
2.2.6. Макросы 256
2.2.6.1. Запись макроса 256
2.2.6.2. Хранение макросов 258
2.2.7. Подготовка документа к печати 258
2.2.7.1. Предварительный просмотр документа 258
2.2.7.2. Установка параметров печати 259
Практикум 259
Задание 1. Настройка экрана и инструментария MS Word .... 259
Задание 2. Создание и печать документа с начала до конца.... 263
Задание 3. Редактирование текста 266
Задание 4. Основные приемы форматирования 269
Задание 5. Настройка стилей и шаблонов. Проверка правописания. Использование тезауруса. Организация списков 272
Задание 6. Создание таблиц. Диаграммы в MS Word 275
Задание 7. Организация внешнего вида документа 278
Задание 8. Оформление документа графическими элементами и данными из дополнительных приложений. Составление оглавления документа 281
Задание 9. Создание и использование макрокоманд 286
Задание 10. Обмен данными. Создание составных документов. OLE-технология 289
Задание 11. Функция почтовой рассылки. Создание однотипных документов (Функция слияния) 293
Задания для самостоятельной работы 296
2.3. Технология обработки числовой и текстовой информации, представленной в табличном виде 309
2.3.1. Общие сведения о табличном процессоре MS Excel 309
2.3.2. Действия с листами рабочей книги 312
2.3.3. Ввод данных 313
2.3.4. Редактирование данных 321
2.3.5. Форматирование данных 325
2.3.6. Средства анализа данных в таблицах 332
2.2.6.1. Анализ данных с помощью диаграмм 332
2.2.6.2. Работа с таблицами формата Список 334
2.3.6.1. Сводные таблицы 342
2.3.6.2. Подбор параметра 349
2.3.6.3. Поиск решения 351
2.3.6.4. Таблица подстановки 355
2.3.6.5. Консолидация данных 358
2.3.6.6. Использование макросов 361
Практикум 362
Задание 1. Настройка экрана и инструментария MS Excel .... 362
Задание 2. Построение простой электронной таблицы 364
Задание 3. Форматирование таблицы 368
Задание 4. Использование статистических, математических и текстовых функций 370
Задание 5. Ввод и обработка данных в формате ДАТА-ВРЕМЯ. . 374
Задание 6. Построение и редактирование диаграмм 377
Задание 7. Подбор параметров 381
Задание 8. Поиск решения. Уменьшение затрат на перевозку грузов 382
Задание 9. Работа со списками 386
Задание 10. Расширенный фильтр. Промежуточные итоги 390
Задание 11. Создание и применение сводных таблиц 394
Задание 12. Анализ сбыта продукции на основе сводных таблиц. 399
Задание 13. Консолидация данных 403
Задания для самостоятельной работы 404
2.4. Технология подготовки компьютерных презентаций 413
2.4.1. Виды презентаций 413
2.4.2. Этапы и средства создания презентаций 415
2.4.3. Общие сведения о программе подготовки презентаций MS PowerPoint 417
2.4.4. Способы создания и сохранения презентации 419
2.4.5. Редактирование презентации. Работа со слайдами 420
2.4.6. Вставка и форматирование объектов в слайдах 423
2.4.7. Создание простейшей презентации 426
2.4.8. Создание специальных эффектов 429
2.4.9. Способы совершенствования презентаций 431
2.4.10. Подготовка и демонстрация презентации 434
2.4.11. Создание произвольного показа 437
2.4.12. Руководство показом презентации 439
2.4.13. Виды и способы доставки презентаций 445
Практикум 448
Задание 1 448
Задание 2 451
Задания для самостоятельной работы 454
РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИИ ХРАНЕНИЯ И ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ
3.1. Базы данных. Основные понятия 456
3.2. Архитектура баз данных 457
3.3. Проектирование баз данных 459
3.4. Разработка баз данных 463
3.4.1. Постановка задачи. Требования к информационным системам (ИС) 463
3.4.2. Проектирование базы данных 464
3.4.3. Реализация проекта с помощью СУБД MS Access 471
3.4.4. Поиск информации в базе данных 481
3.4.5. Формы в MS Access 489
3.4.6. Отчеты в MS Access 491
3.4.7. Обмен данными с другими приложениями 493
3.4.8. Использование макросов 493
Практикум 497
Задание 1. Создание таблиц БД 497
Задание 2. Связи между таблицами 498
Задание 3. Простейшие операции поиска и фильтрации данных. 499
Задание 4. Создание запросов 501
Задание 5. Модификация БД с помощью запросов на изменение. 505
Задание 6. Работа с формами 506
Задание 7. Применение отчетов для наглядного отображения данных 510
Задание 8. Экспорт и импорт данных 512
Задание 9. Макросы 514
РАЗДЕЛ 4. СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
4.1. Общая характеристика 521
4.2. Что такое компьютерная сеть? 522
4.3. Основные требования, предъявляемые к телекоммуникационным сетям 523
4.4. Компоненты аппаратного и программного обеспечения сетей.... 524
4.5. Классификация сетей 524
4.6. Глобальная сеть Интернет 529
4.6.1. Определение Интернета 529
4.6.2. Историческая справка 529
4.6.3. Возможности Интернета 531
4.6.4. Структура и основные принципы работы Интернета.... 533
4.6.5. Навигация в Интернете 537
4.6.6. Microsoft Internet Explorer 538
4.6.7. Информация в сети Интернет 542
4.6.8. Общение в Интернете 547
4.7. Проектирование Web-сайтов 550
4.7.1. Этапы создания Web-сайтов 550
4.7.2. Терминология Web-проектирования 551
4.7.3. Создание Web-сайтов средствами языка HTML 552
Практикум 562
Задание 1. Принципы создания Web-страниц 562
Задание 2. Создание Web-страниц по образцу 565
Задание 3. Создание образца Web-сайта 567
Задания для самостоятельной работы 569
4.8. Основы электронного бизнеса 570
Список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсы 574
Приложение 1 576
Приложение 2 589

Дисциплина « Информационные технологии в профессиональной деятельности» предполагает получение, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков. Целью изучения дисциплины является овладение знаниями и навыками самостоятельной работы и закрепление теоретических знаний.

Курс лекций дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» предназначен для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по подготовке специалистов среднего звена и формирует знания и умения в области информационных технологий, необходимые для будущей трудовой деятельности выпускников.

Курс лекций базируется на знаниях студентов, полученных при изучении дисциплин: «Основы компьютерной грамотности», «Информатика», «Вычислительная техника».

В данном конспекте лекции содержание дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разбито на смысловые блоки (разделы), которые, в свою очередь, разделяются на темы. Их последовательное изучение сформирует целостное восприятие изучаемой дисциплины. Данный курс содержит следующие основные разделы:

1. Место и роль информационных технологий в профессиональной деятельности;

2. Технические и программные средства обработки информации;

3. Организация профессиональной деятельности с помощью средств Microsoft Office;

4. Глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации.

После каждого раздела указан список использованной литературы и даны вопросы для самоконтроля.

Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических умений рекомендуется проведение практических занятий, в том числе самостоятельных работ.

Теоретическая часть курса усваивается в ходе лекционных занятий и во время самостоятельной внеаудиторной работы. Необходимость разработки данного конспекта обусловлена тем, что студенты не всегда успевают записывать текст лекции со слов преподавателя. В конспектах лекций каждая тема изучаемого материала раскрыта более полно, с соответствующими разъяснениями. Конспект лекций разработан с учетом возможности изучения курса как на базовом, так и на профильном уровне. Учебное методическое пособие по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» предназначено для того, чтобы сделать работу по освоению новой области знаний оптимально удобной и максимально понятной. Пособие облегчит работу как на учебных занятиях (теоретических и практических), так и во время самостоятельной подготовки. Конспект адаптирован к образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В методическом пособии отражен весь курс по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена. Поэтому у студентов отпадает необходимость пользоваться большим количеством учебной литературы для усвоения изучаемой темы.

Для проверки знаний студентов по окончании изучения разделов следует проводить рубежный контроль. В конце каждой лекции имеются контрольные вопросы, и материалы для самостоятельной работы в виде практических заданий, позволяющие обучающимся выполнить самооценку степени усвоения теоретического материала т.д.

В пособие имеется список основной и дополнительной литературы, а также ссылки на электронные ресурсы.

Таким образом, применение информационных технологий еще на этапе обучения является необходимым компонентом формирования информационной культуры будущего специалиста.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка интегрированного урока по учбной дисциплине "Информационые технологии в профессиональной деятельности" и "Экономика" по специальности Туризм

Методическая разработка включает в себя определение Точки бзубыточности по реализации турпродуктов в туристическом бизнесе. Экономическая задача решается с помощью информационных технологий и применен...

Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания составлены для проведения практического занятия по учету операций по продаже готовой продукции и финансовых результатов. Вводу и редактированию информации, формированию отч...

Информационные технологии в профессиональной деятельности Методические указания для студентов-заочников образовательных учреждений по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский...

УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО «РОБОТОТЕХНИКА» ТЕХНОПАРКА «ЭНИГМА»

Первая часть учебно-методического пособия содержит две дополнительные общеобразовательные программы технической направленности по использованию лего-технологий в образовательной деятельности конструкт...


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении