alexgroup-studio.ru – Программы, безопасность, обзоры, новости

Программы, безопасность, обзоры, новости

Внедрение информационных технологий в работу библиотек. Использование информационных технологий в библиотечной практике

Библиотекарь сегодня является проводником не только в мир книг, но и в загадочный мир Интернета. С каждым годом все больше запросов пользователей библиотеки касается использования Интернета и информационных ресурсов. Использование информационных технологий в работе библиотекаря дает возможность по-новому взглянуть на все библиотечные процессы в целом, менять и совершенствовать библиотечно-информационную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии как средство эффективного информационного обеспечения пользователей библиотеки

Е.В.Филиппова, библиотекарь

МБОУ «Школа № 17», г. Полысаево

Библиотекарь сегодня является проводником не только в мир книг, но и в загадочный мир Интернета. С каждым годом все больше запросов пользователей библиотеки касается использования Интернета и информационных ресурсов, да и мы сами школьные библиотекари большую часть поиска осуществляем через Интернет-ресурсы.

Однако для того, чтобы грамотно и быстро найти ответ, нужно быть не просто библиотекарем, но еще и информационным специалистом, который владеет навыками и знаниями поиска информации в сети. Использование информационных технологий в работе библиотекаря дает возможность по-новому взглянуть на все библиотечные процессы в целом, менять и совершенствовать библиотечно-информационную работу. При этом классические и привычные формы работы в библиотеке, с фондом и читателями, никто не отменял, поэтому необходимо сочетать в себе традиционные и инновационные формы работы.

Перед современной школой стоит важная задача – научить школьников ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в этом играет библиотека путем привлечения детей к чтению с опорой на информационные технологии. Необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе – главная проблема современности, поэтому главным направлением работы нашей школьной библиотеки, как информационного центра является оказание помощи учащимся и педагогам в учебно-воспитательном процессе.

В своей работе использую средства ИКТ для проведения уроков, бесед, выставок, обзоров и различных мероприятий. Презентации Power Point использую в качестве демонстрационного и сопровождающего материала. Использование презентационных выступлений позволяет сделать мероприятие ярче, акцентировать внимание читателей. В нашей библиотеке имеются, к сожалению только два компьютера, доступ к Интернету и копировально-множительная техника. Электронный фонд пополняется собственными коллекциями материалов со ссылками, шаблонами оформления титульного листа учебного реферата, варианты библиографического описания книг, статей, электронных ресурсов для грамотного оформления списков использованных источников в соответствии с ГОСТами. Ими пользуются как учащиеся, так и педагоги. Использование мультимедиа ресурсов позволяет преподавателю использовать их как дополнительный материал к уроку, как справочно-информационные пособия, в качестве консультанта, тренажера, контролера знаний, способствующих более глубокому усвоению информации.
Интерактивная предметная медиатека «Образование третьего тысячелетия», успешно используется учителями-предметниками.

Одной из задач библиотеки по информационному наполнению образовательного пространства школы является накопление и организация электронных ресурсов. Эта деятельность включает не только формирование фондов мультимедиа материалов, но и поиск, сбор, оценку, систематизацию Интернет-ресурсов для его использования как в режиме on-line, так и в режиме локального доступа.

В настоящее время много русских библиотечных ресурсов. Такие гиганты как Государственная публичная научная техническая библиотека http://www.gpntb.ru/, Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/, Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/, Государственная публичная историческая библиотека http://www.shpl.ru имеют в Интернет богатые красочные страницы.

Внедрение информационных технологий в деятельность библиотек позволяет создавать собственные информационные продукты, которые помогают пользователю ориентироваться в информационно-образовательном пространстве. Каждый год для учащихся составляю списки внеклассного чтения, тематические памятки, буклеты, книжные обозрения, консультирую в процессе работы с мультимедиаресурсам. Полученные школой CD – диски по различным общеобразовательным предметам стали основой для создания фонда медиаресурсов.

Новые информационные технологии в практике работы библиотеки, доступ к Интернету значительно повысили статус школьной библиотеки. Наряду с печатными изданиями в библиотеку поступают издания в электронной форме («1 сентября»), а доступ к ним позволяет оперативно и наиболее полно организовать получение информации. Научившись читать, каждый школьник должен грамотно овладеть инструментом, с помощью которого добываются знания, необходимая информация, т.е. документ (книга, периодика) как в традиционном его виде, так и в электронном варианте. И чем раньше он овладеет навыками работы с информацией, научится ее добывать, критически оценивать и пользоваться, приобретет необходимость в постоянном ее использовании, тем больше уверенности, что он не потеряется в мире информации.

В эпоху информатизации хаотичное распространение информации на документных или магнитных носителях может привести к потере как самих источников информации, так и сведений, в них зафиксированных. Для обеспечения сбора, долговременного хранения и использования документов как источников информации служат наши современные библиотеки.

«Многие специалисты полагают, что роль библиотек в информационном обществе как раз и заключается в фильтрации, оценке, переработке и приведении в удобное для использования состояние различных сетевых ресурсов»

Фонды современных библиотек - гибридные фонды, в которых наряду с документными источниками информации превосходно «уживаются» электронные издания, а в некоторых случаях начинают вытеснять их.

Для чего библиотеки стали приобретать электронные ресурсы, закупать дорогостоящее оборудование, программы и технологии, налаживать спутниковые и волоконно-оптические системы связи с другими библиотечными и информационными организациями? Для того чтобы сделать свои фонды широко доступными, в том числе особо ценные или редкие источники информации вплотную приблизить к читателю; чтобы научить читателя ориентироваться в них, вычленять из колоссального информационного потока только самое необходимое, и наконец, чтобы предоставить своим абонентам в пользование все мировые информационные ресурсы.

Внедрение информационных технологий в повседневную жизнь библиотек проводилось поэтапно и во многом зависело от их типов и видов, категории, финансовых возможностей, социально-психологической готовности руководителей и подчиненных работать по-новому, а также от близости к центральным книгохранилищам страны или к научным библиотекам крупнейших вузов. Именно на базе этих центров создавались новые прикладные программы, разрабатывались и внедрялись новейшие технологии, организовывались отделы автоматизации, которые со временем разрастались в крупнейшие научно-исследовательские лаборатории; широко использовался опыт ведущих зарубежных библиотек, практиковался обмен Базами Данных и технологиями, комплексно решалась проблема подготовки и переподготовки кадров применительно к новым условиям работы.

В настоящее время возникает интерес к новым аспектам профессиональной компетенции библиотекаря - таким, как техническое умение, сокращающее дистанцию между информацией и средствами ее получения. Сегодня техническим умением обладают не только библиотекари, но и читатели определенной категории (студенты, аспиранты, преподаватели, служащие государственных органов управления, руководители крупных предприятий и т.д.). Для них компьютер сам по себе может рассматриваться как часть библиотекаря.

Современный персональный компьютер поставляет информацию по запросу и одновременно усиливает некоторые когнитивные функции читателя - различение информации и ее интерпретацию. В то же время компьютер является интерпретатором между читателем и прикладной библиотечной программой, между библиотекарем и прикладной библиотечной программой.

Природа связи между библиотекарем и компьютером или информационными системами заложена в отношении между познанием и действием, исследование которой и составляет одну из важнейших задач современной психологии.

Одна из современных тенденций развития библиотечной деятельности связана с ограничением вмешательства в нее библиотекаря. Полная автоматизация всех библиотечных процессов ведет к сокращению рабочих мест и уменьшению числа поручаемых библиотекарям задач, к пересмотру вопроса о профессиональной подготовке библиотечных кадров. Однако современная библиотека значительно расширила свою роль в информационном обществе и освоила дополнительные, ранее не свойственные ей области деятельности.

Современную библиотеку можно назвать самостоятельным книгоиздательским учреждением, вынужденным заниматься оцифровкой какой-либо коллекции документов или части ее в целях сохранности информации и (или) приобретения отсутствующей на данный момент. Традиционная библиотека на уровне книготорговых организаций занимается сбытом накопленной информации, самостоятельно решает правовые проблемы на уровне защиты авторских прав, свободы копирования электронных изданий, коммерческого использования их и т.д. Она вынуждена развивать маркетинговую деятельность на рынке информационных продуктов, участвовать в грантах, разрабатывать, рекламировать и продавать прикладные библиотечные программы, следить за ростом цен с целью добывания денег для той же оцифровки документов, приобретения дорогостоящего оборудования и информационных технологий. Отсюда вытекает необходимость для библиотекарей таких знаний, которые помогли бы им ориентироваться в аппаратном обеспечении, операционных системах, программных средствах в условиях быстро меняющегося компьютерного оборудования и форматов записи информации.

Компьютеризация добавила библиотекарям много новых обязанностей, которые раньше не включались в перечень квалификационных навыков. Библиотекари сами составляют руководства пользователям, проводят уроки компьютерной грамотности, участвуют в разработке новых межгосударственных стандартов по всем видам библиотечной деятельности, соответствующим международным требованиям для межконтинентального обмена информацией.

Для этих же целей в последнее время в библиотеках наметились новые формы сотрудничества. На мировом уровне - это объединения по региональным, ведомственным, профессиональным или другим признакам в рамках консорциума для работы с полнотекстовыми электронными изданиями. Создан Международный библиотечный, информационный и аналитический центр, представляющий собой корпорацию международного статуса в интересах сотрудничества России, стран СНГ и США с другими зарубежными библиотеками в библиотечно-информационной, научной и культурной сферах. Успешно функционируют международные ассоциации пользователей и разработчиков разных автоматизированных библиотечных систем и новых информационных технологий.

На государственном уровне - это слияние собственных информационных ресурсов в форме современной электронной библиотеки для создания объединенного электронного каталога и объединенной электронной библиотеки. Российская государственная библиотека как главное книгохранилище страны и НБ МГУ как крупнейшая вузовская библиотека разрабатывают проект, в результате осуществления которого каждый виртуальный читатель, пользователь ПК сможет ознакомиться с электронными изданиями, прочитать в оцифрованном виде рукопись, редкие ценные книги, географические карты, не покидая дома или офиса.

Казалось бы, от внедрения новых информационных технологий связь библиотекарь - читатель разрушается, образуется новая - читатель - компьютер. Но кто, если не библиотекарь, будет поддерживать эту связь, выявлять информацию, оценивать ее, перерабатывать и доводить до пользователя, представлять в функционирующей информационной среде?!

Библиотекари в сотрудничестве с программистами создают электронные полнотекстовые базы данных, вносят коррективы в прикладные программы и участвуют в создании новых. Кроме того, в профессиональной библиотечной среде считается невозможным игнорирование традиционных носителей информации. Даже при полной автоматизации неожиданная ситуация может вывести из строя автоматические системы, и библиотекарю необходимо не растеряться в экстремальных условиях и продолжать выполнять основную роль посредника между читателем и информацией, ощущая свою значимость на рабочем месте. Для этого, в ближайшее время всем библиотечным работникам крайне необходимо осваивать компьютерные технологии - иначе в ближайшее время библиотекой будущего может стать библиотека без будущего.

В.Б. Антипова , зав. библиотекой ПОИПКРО, г. Псков


Библиотека – структурное подразделение образовательного учреждения, призванное накапливать, обрабатывать, хранить и распространять информацию для обеспечения образовательного процесса информацией и ресурсами. Помимо этого функциями школьной библиотеки являются содействие общему развитию учащихся, формирование и совершенствование информационной компетентности участников образовательного пространства, содействие профессиональному развитию педагогических кадров.

В условиях информатизации школы и общества первоочередной задачей для школьных библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной.

Это выводит на первый план такие задачи, как:

Накопление, обработка, распространение информационных ресурсов и материалов в различных форматах;

Ведение информационно-поисковых систем и библиографических бах данных, позволяющих оперативно и полно находить необходимую информацию;

Создание и наполнение баз данных по методике и образованию;

Помощь учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации;

Систематическое обучение учащихся информационно-поисково-аналитической деятельности;

Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации школьников, развитие их творческого потенциала.

Исходя из этого, можно выделить три главных направления интеграции информационно-коммуникационных технологий в деятельность школьных библиотек:

Расширение информационного пространства библиотеки;

Автоматизация библиотечных процессов;

Использование ИКТ для повышения эффективности педагогической деятельности школьного библиотекаря.

В свою очередь, эти направления включают уровни, на основе которых можно составить таксономию внедрения информационных технологий в деятельность школьных библиотек:

Расширение спектра библиотечных услуг и предоставление доступа к электронным ресурсам;

Внедрение автоматизированных информационно-библиотечных систем;

Накопление и организация электронных ресурсов;

Создание собственных цифровых ресурсов;

Создание сайтов/электронных библиотек;

Использование технологий для продвижения книги и чтения;

Формирование информационной грамотности (обучение с помощью технологий);

Интеграция библиотечных продуктов и услуг в информационно-образовательное пространство школы.

Расширение спектра библиотечных услуг и предоставление доступа к электронным ресурсам.


Одной из задач учебной библиотеки по информационному наполнению образовательного пространства школы является накопление и организация электронных ресурсов. Эта деятельность включает не только формирование фондов мультимедиа материалов, но и поиск, сбор, оценку, систематизацию интернет-ресурсов для его использования как в режиме on-line, так и в режиме локального доступа. Сегодня все большее количество библиотек предоставляют доступ к электронным ресурсам, как локальным, так и ресурсам сети Интернет.

Особую важность имеет проблема использования Интернет-ресурсов школьниками. В сети есть немалое количество замечательных информационных ресурсов, в том числе, для сопровождения образовательного процесса. Однако переизбыток информации, наличие недоброкачественных, а подчас и опасных материалов, делают незаменимой роль школьной библиотеки, одна из задач которой состоит в том, чтобы фильтровать, отбирать, систематизировать качественные ресурсы для формирования фондов электронных материалов, таких как:

Базы данных;

Текстовые материалы;

Файловые архивы;

Мультимедиа-, аудио- и видеоматериалы;

Графические иллюстрации;

Учебные компьютерные программы;

Развивающие игры;

Тестовые задания и т.д.

Автоматизация библиотечных процессов


Уровень автоматизации библиотечных процессов предполагает внедрение автоматизированных информационно-библиотечных систем (АИБС) и требует активного включения библиотекаря в процесс освоения компьютера и программного обеспечения. Главным результатом внедрения АИБС в работу библиотек является обеспечение интеллектуального доступа к информации на более высоком уровне, в том числе, и через создание таких информационных продуктов, как:

Электронные каталоги;

Электронные картотеки;

Библиографические указатели литературы;

Списки новых поступлений и т.п.

Сегодня многие школьные библиотеки внедряют АИБС, такие как «Марк SQL – школьная библиотека», «1С: школьная библиотека» для автоматизации библиотечных процессов, создания библиографических баз данных и совершенствования информационно-библиографического обслуживания.

Создание собственных цифровых ресурсов


Внедрение ИКТ в деятельность библиотек позволяет библиотекарю создавать собственные информационные продукты, которые помогают читателю/пользователю ориентироваться в информационно-образовательном пространстве. Это могут быть:

Списки внеклассного чтения;

Путеводители по фондам;

Аннотированные иллюстрированные картотеки;

Памятки, буклеты;

Книжные обозрения и т.п.

Такие ресурсы легко можно создавать с помощью традиционных приложений Microsoft например, MS PowerPoint, MS Excel, MS Publisher.

В качестве примера можно привести и опыт работы библиотекаря Е. Качевой, которая активно использует информационные технологии для создания электронных ресурсов. «Сначала на основе отзывов, буклетов, созданных детьми, начали делать печатный детский рекомендательный указатель. Потом создали мультимедийный путеводитель «Любимые книги». Структура указателя традиционна, по жанрам: фантастика, приключения, детективы, сказки, книги о ровесниках. Читатель может познакомиться и с биографиями писателей. Указатель прост в обращении и открыт для доступа новых поступлений» .

Создание сайтов/электронных библиотек


Одним из цифровых продуктов библиотеки является сайт – электронный ресурс, предназначенный заполнить лакуны информационного обеспечения потребностей читателей библиотеки. Сайт – это визитная карточка, которая рассказывает читателям, администраторам и коллегам о возможностях и деятельности библиотеки. Кроме того, сайт может стать мощнейшим инструментом поощрения чтения, продвижения идей и информации, которые могут оказать позитивное воздействие на развитие школьников и реализовать такие направления библиотечной работы, как:

Предоставление доступа к ресурсам и материалам;

Справочно-информационное обслуживание;

Поощрение чтения;

Помощь в работе с информацией.

Несмотря на существование бесплатных сервисов, позволяющих достаточно легко создать функциональный сайт, такая работа требует от библиотекаря владения организационными навыками и навыками использования технологий. Тем не менее, все большее число школьных библиотекарей начинает создавать собственные сайты. Так, в каталоге библиотек на справочно-информационном портале Library.ru насчитывается уже немало сайтов школьных библиотек .

Использование технологий в педагогической деятельности библиотекаря


Традиционно школьные библиотеки содействуют воспитанию и общему развитию школьников через поощрение чтения, через разработку и проведение массовых мероприятий. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только углубить и расширить эти направления работы, но и внедрять новые формы.

Существует множество сервисов и программ, которые библиотекарь может использовать в воспитательной и обучающей деятельности. Перечислим некоторые из них:

Компьютерные публикации для создания книг, буклетов, брошюр, листовок, газет и проч.;

Презентационные программы для создания портфолио, презентаций;

Сервисы (например, документы Google), которые позволяют работать нескольким людям над одним документом, позволяя при этом анализировать, делать сравнения;

Вики-сервисы для создания сборников, сайтов;

Блоги для создания дискуссий, обсуждений, рекомендаций;

Карты знаний для упорядочивания знаний, систематизации материала;

Веб-квесты для формирования навыков информационно-аналитической деятельности;

Социальные медиасервисы для повышения мотивации учебной деятельности;

Подкастинг для развития навыков устной речи;

Интерактивные карты.

Сетевые сервисы


Одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками являются сетевые интерактивные технологии Web 2.0, которые развиваются на принципах доступности, открытости, интерактивности, взаимодействия и позволяют пользователю реализовать свой творческий и социальный потенциал. Не случайно, В.П. Чудинова, рассматривая достоинства и недостатки Интернета подчеркивает, что это «самый мощный инструмент для развития личности, который когда-либо существовал» .

Большим потенциалом при организации работы со школьниками обладают вики-сервисы . Википедия определяет вики как «программное обеспечение, которое легко позволяет пользователям создавать, редактировать и связывать страницы» . Самым большим достоинством вики является возможность коллективно создавать, хранить, структурировать документы, материалы и информационные ресурсы. Кроме того, к плюсам относятся простота, скорость, безопасность, гибкость.

К особенностям можно отнести простоту дизайна: содержание более важно, чем дизайн.

Вики-технологии можно использовать:

Для создания банков учебных материалов;

В качестве платформы для организации библиотечных уроков;

Создания коллективных исследовательских проектов школьников;

Для создания сайтов;

Для организации справочных и фактографических баз данных;

Для проектов по поощрению чтения (например, сборники литературных работ школьников, литературные веб-сайты и пр.);

В качестве платформы для конференций, в том числе, ученических;

В качестве интерактивной доски;

В качестве дискуссионной платформы и др.

Например, Е.Д. Патаракин выделяет следующие способы использования вики в педагогической практике:

Представление, расширение и аннотирование учебных материалов.

Совместное создание виртуальных краеведческих и экологических экскурсий школьниками и студентами.

Коллективное создание творческих работ - сказок, стихотворений, эссе.

Коллективное создание учительских, студенческих и школьных энциклопедий .

Наиболее популярным программным обеспечением является медиаВики . В частности, работа Википедии, свободной энциклопедии, основана на этом программном механизме. К неудобствам можно отнести то, что программное обеспечение надо обязательно загружать и устанавливать на своем компьютере.

Между тем, сегодня существует довольно много вики-сервисов, которые можно использовать прямо на сервере предоставляющей их компании. Все, что нужно – это доступ в Интернет и браузер. Приведем только несколько сервисов, удобных для создания образовательных проектов:

В качестве примера использования одного из таких сервисов можно привести проект «Электронная школьная библиотека», коллективный информационный ресурс, созданный на основе сервиса PBWorks .

Отличным инструментом являются блого-сервисы . Блог (от weblog – сетевой дневник) - это веб-сайт, который содержит регулярно обновляемые материалы. Отличительными особенностями блога от традиционного сайта являются отсутствие традиционного меню, порядок записей, при котором последние посты помещаются сверху.

Первоначально блоги возникли как средство выражения себя, общения с друзьями, создания сообщества единомышленников. Сегодня блог является одной из самых популярных особенностей эпохи Веба 2.0. По данным исследования OCLC 28% интернет-пользователей ведут или пробовали вести свой блог. Это не удивительно, потому что блогсервисы обладают массой достоинств: низкая стоимость / бесплатность; легкость в использовании; режим асинхронных коммуникаций; быстрота коммуникаций; интерактивность; возможность добавления гаджетов/виджетов; возможность использовать RSS.

Образовательный блог является отличным инструментом для создания обучающей среды, который позволяет:

Держать учащихся в курсе последних событий;

Организовывать дискуссии и обсуждения;

Продвигать идеи и информацию;

Организовывать совместные проекты;

Обмениваться информацией;

Проводить консультации;

Изучать потребности учащихся;

Получать обратную связь.

Какие блоги можно вести в библиотеке? Приведем несколько примеров.

Официальный блог библиотеки . В первую очередь, предназначен для публикации новостей и событий библиотеки. В отличие от обычной ленты новостей на сайте, блог позволяет использовать более неформальную манеру общения, а также привлекать читателей к созданию комментариев, получая, таким образом обратную связь.

Блог – сайт школьной библиотеки , который предлагает информацию о библиотеке, ссылки на интересные и полезные ресурсы, помощь в работе с информацией и т.п.

Тематический блог , предназначен для определенной аудитории (учащиеся, учителя-предметники, коллеги-библиотекари, родители) или включающий материалы на определенную тему. Например, это может быть блог для учителей и учащихся, обеспечивающий информационное обслуживание для подготовки к ЕГЭ. Или блог, продвигающий книги и чтение. Например, Медиатека школы , Блог библиотекаря .

Блог – платформа деятельности для поощрения чтения
, которая позволяет использовать различные формы работы. Это может быть литературный дискуссионный клуб, который ведется библиотекарем совместно с учащимися. Литературный форум, где школьники добавляют информацию о прочитанных книгах. Информационная копилка, куда учащиеся добавляют аннотированные ссылки на интересные ресурсы.

Блог – образовательная платформа , которая используется библиотекарем в процессе проведения библиотечных уроков. Например, БиблиоNETиК@ .

Персональный блог библиотекаря . Содержание этого блога полностью зависят от желания и способностей библиотекаря.

Наконец, блог является отличным инструментом для организации сотрудничества с учителями школы. Библиотекарь может приглашать учителей-предметников принимать участие в дискуссиях, выступать экспертами проектов, становится соавторами.

Одна из серьезных проблем, которую видят перед собой библиотекари – это падение интереса к книге и чтению среди детей и подростков. Отчасти это объясняется тем, что информационные технологии составляют конкуренцию традиционным источникам информации. Однако в действительности, современные технологии обладают значительным потенциалом для продвижения книги и литературы, для приобщения к чтению, и могут использоваться как в массовой, так и индивидуальной работе с учащимися.

Социальные сайты - это сетевые сервисы, которые проектируются для создания и поддержки социальных коммуникаций, для объединения сообществ людей, имеющих общие интересы и деятельность, для людей, которые готовы общаться, или готовы узнать, какие интересы имеют другие люди во всем мире. Примером популярного русскоязычного социального сайта является В контакте.ру , универсальное средство поиска знакомых. В конце 2007 года сервис насчитывал более 5 000 000 пользователей, сегодня – 69 101 324. Позволяет найти конкретных людей, познакомиться с новыми. Нельзя не отметить, что сайту присущи некоторые недочеты, в частности, при регистрации требуется предоставлять точные, конкретные, достоверные личные данные вплоть до номера телефона. А между тем, одним из правил поведения в сети является осторожность.

Социальные медиасервисы предназначены, в первую очередь, для того, чтобы предоставить возможность делиться цифровым содержанием (фото, видео).

Одним из самых популярных социальных медиасервисов является Flickr , сервис для публикации фотографий. Его использование позволяет предложить свои фотографии на суд тысяч зрителей, найти фотографии других пользователей, комментировать, искать друзей и единомышленников. Сегодня существует множество русскоязычных сервисов для обмена цифровым фотосодержанием, например, Flamber и Яндекс фотки.

Еще большей популярностью обладает Youtube - онлайновый сервис для обмена и публикации видеороликов, которые выкладывают туда энтузиасты. Сегодня этот сервис хранит десятки миллионов видеоклипов, которые содержат самую различную информацию обо всем на свете – от серьезной до развлекательной.

К социальным медиасервисам можно отнести и подкастинг (производное от английских слов iPod, популярный mp3-плеер и broadcasting - широковещание), который представляет из себя новый формат распространения аудио и видеоконтента через Интернет. Подкастинг – это создание аудио-содержимого и предложение его на суд тысяч слушателей.

Пример русскоязычного сервиса – «терминал правильных подкастов» Podfm.ru

Все большую популярность приобретает Voki – сервис, который позволяет озвучить сайт, блог, профиль в социальной сети и т.д. Сервис позволяет использовать свой собственный голос, создавая при этом образы различных персонажей: животных, кукол, людей, монстров, политических деятелей и т.п. Название сервиса происходит от комбинации латинского "vox" (голос) и "Loki", божество в Норвежской мифологии, способное менять свое обличье. Разработан Нью-Йоркской компанией Oddcast, которая создавала говорящие характеры в вебе на протяжении пяти лет.

Закладки . Еще одна группа сервисов, которая помогает ориентироваться в необъятном информационном пространстве, сайты, бесплатно предоставляющие пользователям услуги хранения и публикации закладок, то есть избранных ссылок на страницы Интернета. Мы привыкли делать закладки в браузерах, однако использование социальных сервисов закладок имеет ряд преимуществ, таких как доступ к своим закладкам с любого компьютера или возможность найти ресурсы на аналогичную тему, добавленные другими людьми.

Первая и самая популярная в мире социальная система управления закладками - delicious . Она позволяет сохранить ссылку на просматриваемый сайт, добавить описание и тэги, с помощью которых ссылку легко будет найти потом. Кроме того, сервис позволяет делиться своим списком ссылок с друзьями, они включаются в RSS и в поиск. Если у вас нет желания делиться вашими закладками с другими жителями планеты, можно добавлять личные, скрытые закладки. Русскоязычных сервисов интернет-закладок сегодня существует немало, но мы назовем только два из них: Мемори.ру и Бобрдобр .

Использование сетевых интерактивных технологий для поощрения чтения и продвижения литературы и ресурсов представляется одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками, потому что позволяет не только приобщать к чтению, но и формировать навыки информационной грамотности, а также навыки групповой работы и сотрудничества.

Нельзя не отметить, что до сих пор идут определенные дискуссии по поводу эффективности использования технологий в образовательном процессе. Многие исследователи выделяют негативные последствия, в частности, такие как:

Непредсказуемое влияние на развитие ребенка;

Повышенные риски угроз в сети;

Повышение требований к педагогическим работникам;

Понижение роли учителя;

Поощрение только поиска информации, а не создание нового знания;

Сведение процесса учения к изучению обычной информации;

Создание ситуации переизбытка информации;

Создание неадекватного обучающего окружения, т.к. виртуальная реальность – это не настоящая жизнь .

Однако многие ученые считают, что ИКТ расширяют информационно-образовательное пространство, приближают обучающую обстановку в реальной жизни. К преимуществам использования технологий в образовательном процессе относят:

Повышение эффективности обучения и влияние на повышение учебных достижений;

Обогащение обучающего окружения, активизация учебного процесса;

Потенциал в формировании учебных навыков и развитии умений конструктивной информационно-аналитической деятельности;

Повышение мотивации школьников по сравнению с традиционным учебным окружением

Возможность реализовать творческий потенциал школьников

Возможность учитывать индивидуальные особенности школьников, поощрять самостоятельное учение, развивать навыки непрерывного образования, проявлять гибкость для учащихся с особыми потребностями.

Содействие формированию коммуникативных навыков, культуры общения школьников, навыков совместной работы.

Постепенно уходит в прошлое имидж библиотеки как хранилища документов и материалов на бумажных носителях, все более возрастают потребности в использовании электронных ресурсов. Современные дети и подростки также меняют представления о библиотеке. Может быть, показательны мнения о библиотеке будущего, представленные на сайте одной из школьных библиотек. Мнение восьмиклассника отражает скорее реалии настоящего: « ...огромный зал с книгами и; несколько компьютеров. Посетители через компьютер ищут необходимые книги. Просто и рационально».

Использование самых современных информационных технологий во всех сферах деятельности позволит вывести информационно-библиотечное обслуживание в школьной библиотеке на качественно новый уровень, сделать библиотеку адекватной Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и привлекательной для школьников.

Литература и ресурсы:

1. БиблиоNETиК@ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://biblionetika.blogspot.com/
2. Библиотека школы № 175 г. Зеленогорска [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.zelenogorsk.ru/schools/175/divan.htm
3. Библиотеку будущего я представляю так [Электронный ресурс] // Библиотека гимназии №1 города Перми. Режим доступа: http://gimnaz1.narod.ru
4. Блог библиотекаря. Режим доступа: http://schoolibrary-stranger.blogspot.com/
5. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/WIKI
6. Виртуальная книжная выставка [Электронный ресурс] // Открытый класс. Режим доступа: http://www.openclass.ru/master_class_work_page/57500
7. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании: разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов [Электронный ресурс]. 2006. Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt2.html
8. Качева Е.В. Мультимедийные средства - инновационное направление в работе школьной библиотеки [Электронный ресурс] // Фестиваль «Открытый урок 2006/2007». Режим доступа: http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211575
9. Медиатека школы. Режим доступа: http://biblio-media.blogspot.com/
10. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю [Электронный ресурс]. 2-е изд., испр. и доп. М. 2007. 64 с. Режим доступа: http://www.bgpu.ru/intel/courses/manual_3.pdf
11. Чудинова В.П. Дети и взрослые в киберпространстве [Электронный ресурс] // Школьная библиотека. 2006. Режим доступа http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=455).
12. Школьные библиотеки // Library.ry: справочно-информационный портал. Режим доступа: http://www.library.ru/3/biblionet/?rub=7#found
13. Электронная школьная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yourlibrary.pbworks.com/
14. Integrating computers in the schools: a review of criticisms / K.M. Smith ets. // Educational media and technology yearbook. Vol.32. Westport, Connecticut, London: Libraries Unlimited , 2007. P.3-19.
15. Sharing, Privacy and Trust in Our Networked World: A Report to the OCLC Membership. Dublin, Ohio: OCLC Online Computer Library Center, Inc., 2007. URL:

Новые технологии в библиографическом обслуживании.

Развитие новых технологий в последнее десятилетие ХХ века в новом, постиндустриальном обществе, массовое использование ресурсов Интернет в повседневной и научной жизни привели к существенным изменениям как в представлениях людей об окружающем их мире, так и в профессиональной деятельности.

Сегодня, когда прекратилось регулярное финансирование, заполнять фонды стало нечем, единственным решением проблемы стал доступ к дополнительным источникам информации.

С внедрением в работу библиотек новых компьютерных технологий, справочное обслуживание читателей вышло на новый уровень: за последние 2-3 года потребность в информации на электронных носителях значительно возросла. Использование электронных каталогов позволяет осуществлять быстрый поиск по любому из элементов описания документа или их комбинациям, а также выполнять сложные читательские запросы

Следует отметить, что эффективность использования совокупного информационного потенциала зависит, прежде всего, от качественной структурной организации библиографических ресурсов и оптимального их использования. Об этом свидетельствует опыт библиотек Сибири и Дальнего Востока, где ГПНТБ СО РАН сумела внедрить интеграционные основы в библиотечно-библиографические процессы. Эффективно используются новые технологии: богат набор электронных каталогов, баз данных, в том числе содержащих документальную информацию по всем аспектам природных ресурсов, экономики, культуры, науки, истории региона. Ученые Сибири предлагают внедрить общегосударственную программу «Доступность информации», в которой разработаны меры по поддержке комплектования фондов, льготы на МБА и т. п. (16)

Оперативное получение информации независимо от места проживания или сферы деятельности в настоящих условиях возможно лишь при внедрении и развитии в библиотеках новых электронных технологий. Общепризнанно, что информация библиотек становится одним из факторов развития образования, науки и культуры в стране, ее социально-экономической, политической стабильности и прогресса. К сожалению, внедрение новых информационных технологий в библиотеки, пока весьма проблематично. Многие сельские библиотеки (ЦБС), на сегодняшний день вообще не имеют компьютеров. Можно выделить три основных направления информатизации:

Автоматизация внутри библиотечных процессов;

Формирование и актуализация библиотечных информационных ресурсов, и в первую очередь электронных каталогов;

Использование сетей для передачи данных для межбиблиотечного обмена данными. (15)

Внедрение информационных технологий в деятельность библиотек приводит к значительному увеличению доступа и реализует основные критерии качества информационного обслуживания (ИО)- полноту и оперативность получения данных. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений развития библиотек признано использование электронных ресурсов: базы данных (БД), в том числе полнотекстовые; организация удаленного доступа; оптимизация электронных ресурсов справочно-поискового аппарата и т. п.

В настоящее время библиотекам, как российским, так и зарубежным, очень трудно приобретать все печатные документы, необходимые читателям. Неполнота фондов приводит к потере самодостаточности книжных хранилищ. Требования же читателей неуклонно возрастают. Благодаря широкому распространению библиографических БД информация о необходимых первоисточниках стала доступна большому кругу пользователей, но не во всех библиотеках.

Поиск альтернатив и путей решения проблемы привел в результате к внедрению комплекса современных информационных технологий, называемых электронной доставкой документов (ЭДД). Эта служба ЭДД предоставляет электронные копии документов, которые хранятся в библиотеке, а также отсутствующие в ее фондах материалы в виде файлов или их распечаток, полученных от организаций -поставщиков. В основном ЭДД имеются в крупных библиотеках.

Необходимо отметить, что использование баз данных «Статьи» и «Книги» позволяют быстро и качественно удовлетворять запросы читателей, выполнять справки. Опыт работы с новыми технологиями показал необходимость проведения комплекса мероприятий по нормированию процессов, связанных со справочным обслуживанием. Библиотеки проводят исследования в различных читательских группах для того, чтобы лучше знать информационные потребности читателей, а также четко планировать справочно-информационное обслуживание.

Мощную информационную систему для библиотек создают сети Интернет. Все больше публикаций (в первую очередь статей, материалов конференций и т. п.) выходит только в электронном виде, что обеспечивает экономию ресурсов и увеличивает оперативность получения актуальной информации.

Популярность источников на традиционных носителях имеет свои причины. Большое значение имеет пугающий фактор новизны, непривычности, однако есть и более объективные основания. В частности, книги, а особенно микроформы, имеют долгий срок хранения (для серебряных фиш до 500 лет), в то время как, по мнению некоторых специалистов, длительное хранение информации в электронном виде бесперспективно: оно полностью зависит от меняющихся форматов, аппаратного и программного обеспечения.

Между типами информации, записанной на микроформы и на электронные носители, существует смысловая разница: на микрофишах и микрофильмах осуществляются ретроспективные и оригинальные (т.е. ранее не издававшиеся) публикации, в то время как полнотекстовые публикации в Интернет обеспечивают доступ к современной, актуальной информации.

Итак, автоматизация библиотечных процессов, создание локальной сети, позволяют максимально полно, оперативно, точно удовлетворять информационные потребности читателей, повышать их информационную культуру- это и есть основная цель любой библиотеки.

Сегодня для повышения эффективности информационно-библиографической деятельности необходимы высококвалифицированные кадры в совершенстве владеющие компьютерами.

Все более глубокое внедрение компьютерной культуры в профессиональную культуру библиотечно-информационного специалиста требует существенных изменений в содержании образования. Не первый год библиотечный факультет называется библиотечно-информационным, что предполагает изменение ориентиров в наборе специализаций и квалификаций, наполнении учебных планов, содержании самих дисциплин в применяемых формах преподавания и обучения, оснащении учебного процесса. (7).

Несмотря на то, что внедрение компьютерных технологий- приоритетное направление деятельности библиотек, существует немало проблем, связанных с автоматизированным обслуживанием потребителей. Самая острая- нехватка техники и средств на ее приобретение, а также сотрудников для ввода информации (высококвалифицированных специалистов, как уже отмечалось выше).

Итак, интенсивное внедрение информационных технологий во многом изменило направление обслуживания читателей. Поэтому необходимы новые подходы для организации справочного обслуживания, переосмысление его места и роли в общей структуре библиотеки. С внедрением новых технологий в библиотеки следует отметить: высокую информативность, оперативность предоставления информации, комфортность и сервис справочно-информационного обслуживания.

Таким образом, наличие высококвалифицированных кадров, оснащение библиотек средствами автоматизированного поиска, переработка, передача и распространение информации сделает возможным подключение их к национальным и международным банкам и базам данных, что позволит превратить библиотеки в подлинные центры, обеспечивающие доступ к мировым информационным ресурсам потребителей- читателей на любом уровне. Применение новых технологий в библиотеках способствует качественному справочно-информационному обслуживанию читателей.

2. Библиографическое обслуживание в Тасеевской ЦБС.

Справочно-библиографическая служба библиотек играет большую роль в системе информационного обслуживания общества и занимает одно из ведущих мест в крупнейших библиотеках мира. Федеральный закон РФ «О библиотечном деле» (1994), определяя роль и значение библиотек, на первое место выносит их информационную функцию (11).

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) в библиотеках- это традиционная и вместе с тем перспективная сфера информационной деятельности.

В конце 90-х годов при библиотеках создаются информационные центры, с целью улучшения справочно-информационного обслуживания населения.

На основании Указа Президента РФ «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ» (97с.); Федеральных законов РФ «О библиотечном деле» (1994) и «Об обязательном экземпляре документов (1994), а также в соответствии с Федеральной программой Государственной поддержки местного самоуправления в целях информирования населения о деятельности администрации района, глава администрации Тасеевского района постановил: «Создать на базе Тасеевской ЦБС информационный центр по вопросам местного самоуправления». (2).

В июне 1999года директор Тасеевской ЦБС утвердил «Положение о центре информационной и справочно-библиографической работы», в котором определены общие положения, цели и задачи центра, содержание работы, структура, штат, фонд, технические средства и услуги, предоставляемые центром. (1).

Библиографическая работа - органическая часть деятельности районной библиотеки. Библиографическая работа - это совокупность процессов и опера-ций по подготовке и использованию разнообразных библиографических средств, для отражения и раскрытия фондов библиотеки, активного использования их реальными читателями и пользователями. Это до-стигается путем:

формирования и ведения справочно-библиографического аппарата (СБА);

составления для читателей библиотеки разнообразных библиографических пособий - указателей и списков литературы, все возможных картотек;

подготовки и проведения устных библиографических обзоров;

справочно-библиографического обслуживания (обеспечения чита-телей библиог-рафической информацией по их разовым запросам);

библиографического информирования (обеспечения читателей библиогра-фической информацией по их долговременным, постоянно действующим запросам);

информационного (библиографического) обучения.

Все процессы и операции библиографической работы взаимосвя-заны и взаимозависимы, что, безусловно, влияет на качество библиотечного обслуживания в целом.

Библиографическую работу в Тасеевской ЦБС ведут все структурные подразделения - центральная районная библио-тека (ЦРБ), детская библиотека и 16 сельских библиотек-филиалов. Общее руководство возлагается на информационно-библиографический отдел, занимающийся обслуживанием населения Тасеевского района.

В Тасеевской ЦБС, скоординирована библиографическая работа внутри системы - между центральной библиотекой и библиотеками-филиалами: по формированию СБА, организации справочно-библиографического обслуживания, составлению списков литературы к памятным и юбилейным датам, подготовке устных обзоров литературы, разработке программ занятий по основам библиографических знаний и решение организационных вопросов.

Библиотеки ЦБС координируют свою библиографическую работу с другими организациями и учреждениями: учебными заведениями, редакцией местной газеты, краеведческим музеем.

Учитываются изменяющиеся интересы, потребности читателей ЦБС. Работники стремятся обеспечивать их полной, достоверной и разнообразной информацией, в том числе на основе новейших технологий («Консультант Плюс», «Абитуриент»)

Базой для организации и ведения библиографической работы в Тасеевской ЦБС яв-ляются фонды и справочно-библиографический аппарат библиотек системы.

Американский дизайн. Новые материалы 50-60-х годов

Библиотечно-библиографическое обслуживание

Качество индивидуального обслуживания читателей во многом зависит от способности сотрудников библиотеки предупреждать и разрешать конфликты. В настоящее время утвердилось мнение, что конфликт или столкновение противоположных взглядов...

История развития дизайна в России

После войны в условиях дефицита материальных ресурсов все больше внимания стали обращать на искусственные материалы. Активное использование пластмассы изменило облик многих потребительских товаров...

Культура античного мира: культура Древней Греции

Новых греческих богов называли олимпийцами, ибо греки верили, что те обитают высоко над облаками, на горе Олимп. Боги жили одной большой семьей, во главе которой стоял Зевс. Он поддерживал порядок на земле, даровал людям законы...

Культура Возрождения

Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки...

Культура Западной Европы в XX веке

Мы уже знаем, что в истории мировой культуры встречается часто понятие "кризис". Не обошло оно и XX век. Но на это столетие приходятся величайшие достижения не только в технике и науке, но и в живописи, музыке, литературе, философии...

Подход к потребностям человека в эпоху Возрождения

С новыми условиями жизни и деятельности горожан было тесно связано их отношение к основным проблемам человеческого бытия - его смыслу, цели, нормам поведения человека в обществе...

Причина одного из самых мучительных и затяжных кризисов Голливуда начала 1960-х годов

Голливуд в 1960-е годы столкнулся с проблемами. Съемки в самом Голливуде стали настолько дорогими, что многие американские картины отныне снимались в Европе, где все было намного дешевле...

Процесс внедрения инновационных технологий в музейной деятельности

Технология при переводе с греческого (techne) означает мастерство, умение, т.е. некий процесс. Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора...

Современные технологии справочно-библиографического обслуживания

Современные технологии справочно-библиографического обслуживания

Технологизация библиотечной практики стала ассоциироваться с освоением компьютерных информационных технологий, с автоматизацией библиотечно-библиографических процессов. Постепенно совместными усилиями теоретиков, методистов...

Шаг за шагом, постепенно наша страна входит в информационное общество. Это касается не только самых крупных федеральных и областных библиотек, но и городских и даже сельских...

Справочно - информационное обслуживание: новые технологии

Ресурсы социальной информации весьма велики. Однако, одна из информационных, социальных, экономических и культурных проблем заключается в том, как найти, получить нужную информацию...

Язык моды - проявление личности в одежде

Язык моды становится интернациональным. Становится все сложнее связывать моду с определенной страной или модной столицей. Явного разделения между иностранной и «внутренней» модой больше не существует...


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении